Китайский дворец екатерины ii в ораниенбауме: интересные факты и 23 фото

Содержание:

Содержание

Комплекс «Собственная дача»

Самым интересным местом в Ораниенбауме по праву считается ансамбль Собственная дача, построенный для Екатерины II. Особенную ценность комплексу придает то, что это единственный в России пример стиля рококо.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец

В 1762-1768 гг. архитектор А. Ринальди занимался строительством Китайского дворца, расположившегося в глубине Верхнего парка. Дворец возведен в стиле рококо. Изначально дворец был одноэтажным, однако в середине XIX века к нему пристроили второй этаж и остекленную галерею.

Свое название Китайский дворец получил из-за интерьеров, выполненных в китайском стиле и оформленных с использованием оригинальных предметов, привезенных с Востока. Центральным помещением дворца является Большой зал, украшенный искусственным мрамором, позолоченной лепкой и мозаикой. Стены зала украшены мраморными барельефами Петра I и Елизавета Петровны.

Самым известным залом Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, в котором сохранилась оригинальная отделка 1760-ых годов. Стены кабинета украшены панно из стекляруса. Интересно, что стеклярус для панно был создан на мозаичной фабрике, основанной М.В. Ломоносовым.

Архитектурный ансамбль Ораниенбаума

На территории музея-заповедника расположено несколько павильонов, 2 парка, 5 прудов и морской канал. Главным зданием является Большой Меншиковский дворец. По одну его сторону расположился верхний парк, а по другую Нижний сад. На территории Верхнего парка находятся Петерштадт и Собственная дача.

Здание Большого дворца состоит из главного двухэтажного корпуса, прилегающих к нему одноэтажных галерей и боковых павильонов — Японского и Церковного. Общая длина основного фасада составляет 210 метров. Сам дворец и прилегающие к нему флигели образуют букву «п».

Основным архитектурным стилем было выбрано петровское барокко, представляющее собой смесь модных направлений шведской, немецкой и голландской архитектуры. Что касается внутренней отделки, то она многократно менялась вместе со сменой хозяев дворца.

На территории прилегающего к дворцу регулярного Нижнего сада были установлены 3 фонтана, несколько десятков деревянных скульптур и 4 позолоченные свинцовые статуи. Позже скульптуры были заменены на мраморные и появились ещё 2 фонтана.

В северной части Нижнего сада расположен Картинный дом. Он представляет собой одноэтажное здание с надстройкой, называемой мезонином. В военные годы в здании располагалась школа. К востоку от Меншиковского дворца находятся 5 строений для обслуживающего персонала, называемые нижними домами и расставленные буквой «п».

На территории Верхнего парка, недалеко от катальной горки, расположено Каменное зало. Это здание предназначалось для проведения увеселительных мероприятий. Зал выполнен в стиле елизаветинского барокко, присущего архитектурным строениям эпохи правления императрицы. От здания отходит Тройная липовая аллея, а перед его фасадом расположился пруд в форме буквы «п».

Не меньшего внимания достоин павильон «Китайская кухня». Его архитектором был Людвиг Людвигович Бонштедт, который работал в стиле Антонио Ринальди. В помещении располагались 2 русские печки, голландские печи с духовками, а также духовые шкафы для кондитерских и жаровочных работ.

От крепости Петерштадт до наших дней сохранились лишь ворота и дворец Петра III. Дворец имел форму куба со срезанным углом на главном фасаде и был украшен балюстрадой. Внутренняя отделка жилых комнат была выполнена с помощью лаковой росписи. Особенностью дворца является архитектурный приём «цветок Ринальди», использовавшийся автором впервые.

На территории Собственной дачи сохранились все павильоны. Основными из них являются Китайский дворец и Катальная горка. Достопримечательностью китайского дворца является Стеклярусный кабинет. Внутри него располагаются 12 панно из стекляруса. На основах панно изображены тропические пейзажи при помощи техники объёмной вышивки шелком.

Что касается Монументальной Катальной горки в Ораниенбауме, то она была не единственной в Санкт-Петербурге — другая находилась в Царском селе. Длина горки на Собственной даче достигала 500 метров и поддерживали её более 700 колонн.

О владельце Александре Меншикове

Генерал-фельдмаршал, первый помощник и любимец царя-реформатора, богатейший человек, Меншиков помогал царю утверждать новый уклад жизни в России. С юных лет «Алексашка» (так называл его царь) служил императору.

Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра, усмиритель «стрелецкого бунта». Александр Данилович Меншиков – тайный советник, светлейший князь Российской империи и герцог Ижорской, князь Священной Римской Империи, президент военной коллегии.

Талантливый военачальник, мужественный, преданный, Меншиков пользовался безграничным доверием Петра. Головокружительная карьера при покровительстве царя помогла ему получить титул графа, став генералиссимусом, занять пост генерал-губернатора Петербурга. Властолюбивый и алчный, князь владел несколькими городами и десятками тысяч крепостных крестьян.

После смерти Петра I, Меншиков, опираясь на гвардию, возвел на престол жену царя Екатерину I и сам стал править страной. Дочь Меншикова, Мария, стала невестой наследника престола Петра II. Однако недальновидное поведение князя принесло неприятности.

В сентябре 1727 года обвиненный в государственной измене князь Меншиков с семьей оказался в ссылке. По пути в Тобольскую губернию к месту ссылки скончалась княгиня Дарья Михайловна. В городке Березове сосланный Меншиков лично срубил избу и поселился с семейством. В сентябре 1729 года на 56 году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и похоронен близ алтаря построенной им же церкви.

Чем уникальна архитектура

Выстроенный в стиле петровского барокко, четырехэтажный дворец под высокой, с переломом, кровлей поражал высотой – таких зданий еще не было в Санкт- Петербурге. Дворец превратился в замкнутый четырехугольник, когда пристроили двухэтажные боковые флигели и здания со стороны сада.

На главном здании красуются пилястры, придавая зданию презентабельный вид вертикальными выступами. По бокам, в верхней части здания, на фронтонах сияют позолоченные княжеские короны и вензеля.

Парадный фасад дворца, украшенный скульптурами римских богов, выходит на берег Невы.
Пышный сад со скульптурами и прудами, гротами и оранжереями оттенял великолепие каменных палат.

Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»

На территории комплекса располагаются дворцы и павильоны, которые доступны для посещения.

Парк Ораниенбаум

Планировка парка является замечательным образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Его площадь составляет 162 гектара и делится на Нижний (с регулярной планировкой) и пейзажный Верхний парки. Большую часть территории занимает Верхний парк, который делится на два ансамбля — Петерштадтский и ансамбль Собственной дачи.

Дворец Ораниенбаум

Центральным строением, которое делит парк на две части, является самое первое здание — Большой Меншиковский дворец. Планировка дворца немного напоминает Большой дворец в Петергофе, его фасад, длиной 210 метров, обращен к заливу. Единый комплекс с дворцом составляют Церковный и Японский павильоны, которые соединяются галереями с центром сооружения. Для строительства дворца Меншиков пригласил именитых архитекторов — Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя, которые создали этот шедевр в стиле барокко. К сожалению, первоначальные интерьеры дворца не сохранились, так как последующие владельцы неоднократно изменяли их.

Сергей Архипкин

Сегодня Большой Меншиковский дворец можно посетить с экскурсией. Здесь представлена экспозиция «Ораниенбаум сквозь века», которая с помощью мультимедийных технологий, знакомит посетителей с историей создания города и ансамбля. Рассказ включает сведения об исторических событиях и реставрации комплекса.

Павильоны и музеи в Нижнем парке

При посещении Большого Меншиковского дворца можно побывать в Церковном павильоне. До 1921 года это была действующая Пантелеймоновская церковь. Убранство храма претерпело несколько глобальных изменений, в период правления Петра Федоровича и Екатерины II. В военные годы большая часть живописи и икон была уничтожена. Однако, в ходе реставрации церкви вернули облик XVIII — начала XX века. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие об истории храма и его прихожанах.

Картинный дом, Chezenatiko

В Нижнем парке «Ораниенбаума» находится еще один музей — «Картинный дом». Он был построен в середина XVIII века по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Здесь находились театр, кунсткамера, библиотека, коллекция живописи и кабинет великого князя Петра Федоровича. Сегодня для посетителей работают: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека, Оперный театр и два помещения Кунсткамеры.

Кроме дома, в Нижнем парке находится Морской канал, ведущий к морю, а также Нижние дома, в которых находились служебные помещения. Если пройти в Верхний сад, то можно увидеть павильон «Каменное зало», где в наши дни проходят концерты камерной и оперной музыки. Павильон был построен в 1750-х годах для развлекательных мероприятий и тоже несколько раз перестраивался. В XIX веке в нем находилась лютеранская кирха имени Святой Елены.

Андрей Криштопчик

Дворцы и строения в Верхнем парке

В Верхнем парке располагается еще один павильон — «Китайская кухня». Долгое время здание служило своему прямому назначению, но после, в нем разместили кавалерский и конюшенный корпуса, госпиталь. В советское время павильон был превращен в общежитие. Сегодня помещение используется для временных выставок.

От павильона «Китайская кухня» начинается ансамбль Собственной дачи, главным сооружением которого, является Китайский дворец. Построенный в 1768 году, по проекту архитектора Ринальди, дворец стал личной резиденцией Екатерины II. Самым знаменитым помещением в нем считается Стеклярусный кабинет, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Китайский дворец — это единственный в России памятник архитектуры, выполненный в стиле рококо и дошедший до нас без изменений.

Сергей Шурупов

Рядом с дворцом располагается павильон Катальной горки. Это единственное сохранившееся сооружение из целого комплекса летних Катальных гор. Екатерина II проводила в нем званные обеды и торжественные приемы. В павильоне находится Фарфоровый кабинет, в котором собрана уникальная коллекция Майсенской мануфактуры.

В состав Петерштадтского ансамбля входят Дворец Петра III, Петровский парк и Почетные ворота. Дворец Петра III — это самый первый самостоятельный проект архитектора А. Ринальди в России. В здании располагается экспозиция, рассказывающая посетителям о быте императора, здесь представлены коллекция картин, предметы мебели и интерьера, а также личные вещи Петра III.

Vitya Wierdl

Как добраться до Китайского дворца в Ораниенбауме

Туристам, предпочитающим железнодорожный транспорт, рекомендуют любую пригородную электричку от Балтийского вокзала, идущую в сторону Ломоносова. Время в пути занимает примерно 1 час, дефицита с отправлениями нет — среднее время ожидания следующего состава 20–25 минут. Станция «Ораниенбаум-2» находится буквально напротив Верхнего парка и Меньшиковского дворца, идти пешком придётся около полутора километров, зато не нужно никуда сворачивать.

С автобусами для тех, кто уже находится в Ломоносове, проблем тоже не будет. Остановка называется «Школа», расположена она на выезде с Дворцового проспекта, гораздо ближе к парку, чем ж/д станция. На выходе из транспорта шагать прямо по аллеям, указатели, чтобы не заблудиться, присутствуют.

Заказывать такси из Санкт-Петербурга в Ломоносов невыгодно. Даже Uber или служба Яндекса считают километр по пригородному тарифу, и поездка обойдётся «в копеечку». Впрочем, для туристов предлагается забронировать трансфер, в том числе прямо из аэропорта Пулково — такой вариант максимально безопасный и быстрый.

Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, переживать не стоит — прямо перед входом в Китайский дворец обустроена просторная охраняемая парковка (59.907869, 29.745473). нигде поблизости стояночных площадок нет — везде висят запрещающие знаки.

Китайский дворец в Ораниенбауме на Google-панораме:

Видео о Китайском дворце в Ораниенбауме:

Самое романтичное место

Наиболее интересным местом дворца были личные покои фаворитки императора Петра III Елизаветы Воронцовой. Они располагались на первом этаже и были связаны с покоями императора спиральной лестницей. Самый удивительный из этих покоев в Большом Меншиковском дворце Ораниенбаума — Золотой кабинет. Этот небольшой и уютный будуар рядом с опочивальней был украшен золоченым лепным декором.

Ораниенбаум был избран для пребывания Петра Федоровича еще Елизаветой Петровной, которая определила резиденцию для места нахождения малого двора.

Большинство покоев было богато украшено изразцовыми плитками и паркетными полами из драгоценных пород деревьев, позолотой и фресковыми росписями. В комнатах было отопление, которое осуществлялось при помощи каминов, также выложенных изразцами.

Покои Петра Федоровича и Елизаветы Воронцовой изобиловали декором, наполненным символическим смыслом. Частые изображения в нем римской богини Дианы — покровительницы Луны, по некоторым версиям искусствоведов, могут говорить о роли Е. Воронцовой, отражающей величие Аполлона — бога Солнца, в котором угадывался сам будущий император Петр III.

Богиня Диана была и богиней охоты и природного плодородия. Вокруг нее изображались амурчики и стрелковое охотничье оружие — лук и стрелы. А ведь именно при помощи стрелы Амур поселял любовь в сердцах смертных. Но оружие может служить средством уничтожения претендентов на обладание. Возможно, лук и стрелы, убивающие зверей, были аллегорией, обозначающей право единственного обладания предметом любви Петра Федоровича.

Все, кто пожелает посетить это романтическое место, нужно знать режим работы Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме: все дни, кроме понедельника, с 10.30 до 18 часов.

Строители и владельцы

История Большого Меншиковского дворца Ораниенбаума началась в период владения землями А. Д. Меншиковым. Именно тогда был устроен собственный сад и прорыт канал, который стал главной дорогой от залива ко входу во дворец. Над каналом возвышался дворец Меншикова, возведенный по проекту сразу нескольких архитекторов: Джованни Марио Фонтана, Андреаса Шлютера, Иоганна Браунштейна, Иоганна Шеделя.

Возведение длилось с 1710 по 1727 год. В результате на возвышенности выросло трехэтажное здание с боковыми дугообразными симметричными галереями, заканчивающимися с одной стороны домовой церковью, с другой — Египетским павильоном и дополнительными флигелями, пристроенными к нему. Центральный вход оформлен высокой трехъярусной лестницей, украшенной скульптурами. Верхнюю площадку перед входом декорировали удивительной красоты фонтаном.

При последующих владельцах в перестройке сооружения поэтапно участвовали Антонио Ринальди, Андрей Иванович Штакеншнейдер, Гаральд Боссе и Людвиг Бонштедт.

В советское время здание было национализировано. Его, как и многие дворцовые и усадебные памятники архитектуры, постигла утилитарная судьба: здесь располагался госпиталь, техникум, общежитие.

Летняя резиденция малого двора

Ораниенбаум был подарен Елизаветой Петровной Петру Федоровичу уже на следующий год, после прибытия его в Россию. На тот момент резиденция находилась в запустении. Идеи Петра Федоровича и его молодой супруги воплощались здесь с согласия Елизаветы Петровны и при ее финансировании. Однако Ораниенбаум впитал и отразил вкусы молодой великокняжеской четы.

Именно к этому периоду относится перестройка парадной лестницы дворца, которую выполнили из бука, привезенного с родины Петра Федоровича — Голштинии. А стены второго этажа декорировали личным вензелем Петра Федоровича.

Деление помещений на женскую и мужскую половины было сохранено, но Растрелли расширил жилые площади за счет пристройки дополнительных помещений. Были возведены овальные галереи, обрамленные балюстрадой.

В Пантелеймоновской домовой церкви дворца установили резной иконостас, выполненный замечательным русским мастером Иваном Зарудным.

Восточный павильон был перепланирован — разделен на два этажа под Эрмитаж. В нем использовались новейшие подъемные механизмы, доставлявшие блюда к каждому из мест за столом.

В Японском павильоне была размещена коллекция японского фарфора — Екатерина II была очень увлечена коллекционированием произведений разных видов искусств.

Для оформления интерьеров Меншиковского дворца Ораниенбаума были использованы золоченая резьба и лепнина, дорогие ткани, скульптурные и живописные произведения.

Из истории

После победы в Северной войне в 1700–1702 годы Россия вернула свои земли на Балтийском побережье. Началось строительство Санкт-Петербурга и чтобы освоить близлежащие земли, Петр Первый выделил участки земли своим приближенным с условием их застройки.

Царский фаворит Александр Меншиков получил землю на южном берегу Финского залива, в 40 км от Санкт-Петербурга, где началось строительство усадьбы, названной Ораниенбаумом.

По преданию в этой местности находилась оранжерея, в которой росли дикие апельсиновые деревья, причем на каждом из них можно было заметить табличку с надписью «Oranienbaum», что в переводе с немецкого означает «померанцево», или «горькое апельсиновое» дерево. Петра Первого развеселили надписи и он назвал эту местность Ораниенбаумом

По другой, более правдивой легенде, Александр Меншиков дал имя своему поместью в честь Вильгельма третьего Оранского — наместника Нидерландов, короля Англии, которого император очень почитал и любил. По имени поместья была названа Слобода, позже ставшая городом Ораниенбаумом.

Возведение дворца началось в 1710 году и продолжалось до 1727 года. В строительстве принимали участие архитекторы Джованни Фонтана, Иоганн Шедель и Андреас Шлютер, Иоганн Браунштейн и Николя Пино.

В 1727 году Александр Меншиков попал в опалу и был сослан в Раненбург (ныне город Чаплыгин Липецкой области). Большой дворец переходит в казну, а затем передается Адмиралтейств-коллегии и перестраивается под Морской госпиталь.

В 1743 году хозяином усадьбы становится Великий князь Петр Федорович, впоследствии император Петр III. По преданию, именно здесь он отрекся от престола в пользу своей супруги, ставшей императрицей Екатериной II.

В середине XIX века, когда поместье принадлежало Великой княгине Елене Павловне, были выполнены преобразования дворца, придавшие ему оригинальность и сохранившие его самобытность. (Княгиня Елена Павловна — супруга Великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I).

Работы по перестройке дворцового ансамбля выполнялись под руководством Франческо Растрелли, а затем — Антонио Ринальди. Также в создании дворцово-паркового ансамбля принимали участие Андрей Штакеншнейдер и Гаральд Боссе, Людвиг Бонштедт и Георгий Прейс.

Позже поместьем владела Екатерина Михайловна, дочь княгини Елены Павловны, а затем ее внуки. При советской власти в разное время в здании размещались госпиталь и училище, техникум и общежитие.

Только в 1995 году в городе Ломоносове создается музей-заповедник, а первые посетители смогли осмотреть Меншиковский (Большой) дворец в сентябре 2011 года в год празднования трехсотлетия Ораниенбаума. Средства на завершение реставрации выделялись из Федерального бюджета, а также дочерними компаниями Газпрома.

Китайский дворец — описание

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762–1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером — итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном — покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская — комната для дежурства придворной дамы).

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века — живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них — красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Как добраться до Ораниенбаума

Не менее интересным пунктом нашего приключения стал город Ломоносов, в котором расположен дворец Ораниенбаум. Он расположен в 45 километрах от Санкт-Петербурга. Город был построен в начале 18 века. В настоящее время это спокойный, уютный, чистенький городок с малоэтажными домами и улыбчивыми людьми. Свое название город получил в 1948 году в честь гениального ученого, писателя, просветителя – М.В. Ломоносова.

Добраться до города Ломоносов можно на общественном транспорте. Маршрутки идут от станций метро «Автово», «Балтийская» и «Проспект Ветеранов». Также можно добраться на электричке от станции «Балтийская». Время в пути на маршрутке составит около 40-60 минут.

Для тех, кто приезжает в Санкт-Петербург на короткое время, предлагается большое количество экскурсий. Экскурсии в Ораниенбаум можно приобрести заранее, либо с утра приехать на Невский, а именно к Гостиному двору, откуда отправляются экскурсионные автобусы в Ломоносов. Экскурсии проходят не каждый день в этот дворец, поэтому лучше поискать расписание в интернете.

Дворец на макете Петровская акватория

Дворец на макете Петровская акватория

Примечания

Музеи города Ломоносов

Ломоносов можно назвать городом-музеем. Музейные фонды города насчитывают десятки тысяч редких и уникальных экспонатов.

«Каменное Зало»

Адрес: Английская аллея.

Небольшой двухэтажный дворец-павильон в стиле барокко предназначался для проведения балов, маскарадов и концертов. В 1844 г. достопримечательность неожиданно решили переделать в протестантскую кирху. К зданию пристроили колокольню, внутренние помещения полностью переделали. Несколько десятилетий спустя павильону вернули прежний облик. В настоящее время в дворце действует выставка скульптур и проводятся летние концерты классической музыки.

Картинный дом

Адрес: Дворцовый просп., 50.

Красивое симметричное здание было построено в 1755 г. В галерее хранилась картины, собранные Петром III. В тяжёлые годы блокады в доме работала единственная школа. После окончания войны внутри разместился художественный музей. В данный момент в фонд этой достопримечательности Ломоносова входит несколько уцелевших полотен из оригинальной коллекции.

Музей Полярной экспедиции имени Малина Б. В.

Адрес: ул. Победы, 24.

Небольшой музей посвящен Полярной геофизической экспедиции. Музейные экспозиции рассказывают об исследовании Мирового океана и покорении Арктики и Антарктики. Посетителям наглядно показывают, в каких суровых условиях работали мужественные учёные, на какие жертвы им пришлось идти ради открытий. Отдельная выставка посвящена памяти умерших участников экспедиций.

Достопримечательности Ораниенбаума

Большой Меншиковский дворец

Большой дворец Ораниенбаума напоминает о главном Петергофском дворце: выполненный в в стиле петровского барокко, он также протянулся на краю естественной террасы с видом на Финский залив. К центральной двухэтажной части дворца примыкают две одноэтажные галереи, образующие дугу. Галереи заканчиваются павильонами, украшенными куполами. Перпендикулярно каждому павильону пристроены два флигеля, благодаря которым дворец образует букву «П».

На террасе перед дворцом разбит регулярный Нижний сад. Из сада открывается и с террасы перед дворцом открывается великолепный вид на Финский залив. В прошлом от ворот Нижнего сада начинался Морской канал, ведущий к заливу.

Во второй половине XVIII века над отделкой дворца и парка работали такие архитекторы, как Б. Растрелли и А. Ринальди. При Петре III восточный павильон дворца стал называться Японским: здесь разместили коллекцию фарфора. Согласно легенде, именно в Японском павильоне Петр III отрекся от престола в пользу жены.

После Революции в роскошных интерьерах Большого Меншиковского дворца поочередно размещались морской госпиталь, Лесной техникум, учреждения ВМФ.

Нижний сад

Регулярный Нижний сад был заложен в 1713 году. Сад состоял из трех цветников, трех фонтанов, четырех свинцовых скульптур и 39 деревянных скульптур, окрашенных под мрамор. В 1760-ых в саду были установлены мраморные скульптуры. Сегодня в саду нет фонтанов, его украшают цветники и скульптуры.

Верхний парк

Верхний пейзажный парк располагается к западу от Большого Меншиковского дворца и занимает территорию площадью в 162 гектара. Парк включает в себя ансамбль Собственной дачи и Петерштадтский комплекс. По территории парка протекает речка Караста.

Верхний парк в Ораниенбауме

Храмы и церкви в Ломоносове

Большинство религиозных сооружений Ломоносова принадлежат православным общинам. Единственная лютеранская кирха указывает на близость города к Скандинавским странам и протестантское прошлое Ораниенбаума.

Храм свт. Спиридона Тримифунтского

Адрес: Иликовский просп., 1.

Деревянная церковь поражает своей красотой и оригинальностью. Храм состоит из двух уровней разного размера. Восьмиугольный барабан покрыт необычной крышей в форме восьмиконечного креста.

Храм свт. Спиридона Тримифунтского был построен в 19 веке специально для солдат и офицеров Волынского полка. В последующие десятилетия здание неоднократно перестраивали, а в 1895 году полностью разобрали и заменили на новое строение. В 30-е годы в церкви прекратились богослужения. Сооружение стали использовать в качестве склада. Когда храм вновь передали РПЦ, его стены настолько обветшали, что не поддавались реставрации. В итоге руины пришлось разобрать, и со временем на старом фундаменте выросла копия старинной церкви.

Сегодня в здании достопримечательности продолжаются строительные работы. Недавно при церкви открылся небольшой зоопарк. Двери храма открыты для прихожан и туристов. Главная святыня церкви, привлекающая паломников, – подлинные вещи святителя Спиридона.

Храм Троицы Живоначальной

Адрес: Оранжерейная ул., 19.

Один из самых просторных храмов Ораниенбаума был возведен на городском кладбище. Троицкая церковь отличается от других православных сооружений города, так как имеет вид базилики. При власти Советов храм обезглавили и частично разрушили. В настоящее время строение готовят для реконструкции.

Кирха св. Иоанна

Адрес: Кирочная ул., 14.

Прежде чем Петр I одержал победу на шведами и основал Северную столицу, берега Финского залива находились во власти Швеции. На месте современного села Мартышкино (ныне пригород Ломоносова) располагался протестантский приход Тюрё.

Евангелическо-лютеранская церковь была основана в поселении в 1642 году. В 1691 году лютеране построили первую деревянную кирху, которая простояла около 60 лет. В середине 18 века старое здание заменили новым.

В 1827 году император Николай I издал указ о строительстве каменной кирхи. Именно это сооружение в изменённом виде сохранилось до наших дней. Интерьер храма был богато украшен позолотой, хрустальными люстрами и картинами. Немного позже в церкви установили орган, открылась воскресная школа.

После 1917 года сотни протестантских семей были репрессированы и сосланы в Сибирь. Кирха опустела и была закрыта. В период Великой Отечественной войны в здании размещался военный госпиталь, затем – посудная мастерская, кинотеатр, Дом культуры и другие учреждения. В 1991 году кирху передали Лютеранской церкви.

Подворье Городищенского монастыря

Адрес: Михайловская ул., 19Б.

Подворью Рождество-Богородицкого монастыря принадлежали несколько зданий и часовня. Настоятельница монастыря проживала в небольшом каменном доме, сестры и трудницы занимали четыре деревянных здания в два этажа. Насельницы постоянно пребывали в трудах и молитве, шили одежду, одеяла и постельное белье.

В начале 20 века по просьбе игуменьи была возведена часовня в древнерусском стиле. Часовню освятили в честь сразу нескольких святых: прп. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца и благоверной царицы Александры. В 30-е годы общину упразднили. Сестринские кельи превратили в магазины и жилые квартиры для простых горожан, в часовне оборудовали лавку по розливу керосина. Дом игуменьи со временем разобрали. После распада Советского Союза часовню восстановили и повторно освятили.

отвратительно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector